В регионах обеспокоены судьбой прямых чартеров по летним направлениям. Поскольку экономическая ситуация пока не радует, есть мнение, что большинство региональных программ будут сокращены. "В данный момент из Одессы на лето заявили столько же бортов, сколько и в прошлом году – ждем оптимизации", - признается представитель одесского ТА "Анна-тур" Анна Шляхова.
"Возможно, в Одессе ничего и не поменялось, а у нас из Днепропетровска этим летом нет прямой Черногории, Крита, Болгарии, Родоса и Египта. Из Запорожья Черногории тоже, кстати, нет", - раздосадован глава "Султан-тура" Станислав Баев. Другой эксперт отмечает, что на лето из Днепропетровска у TPG есть десятидневный Кипр, но по цене от 492 евро 2*, ВВ или вообще на самообслуживании, что по нынешним временам не все смогут себе позволить. "Из Днепропетровска запланированы чартеры в Египет, Турцию (TEZ Tour), Черногорию (TPG, "Альф" и "Сиеста"), Салоники (Mouzenidis Travel), Крит и Кипр (оба у TPG), – перечисляет специалист днепропетровского ТА "Тортуга" Наталия Лобань. – Тунис после прошлогодней неудавшейся программы вылета из регионов в этом году – только из Киева, все операторы на одном борту".
В одном из крупных ТО неофициально признались, что ни один оператор не имеет сейчас четкой программы – все в процессе переговоров, в том числе между собой. И регионы остаются самой большой для всех загадкой. Некоторые ТО, например, заявили на лето Тунис из Одессы и Львова, но останутся ли эти программы или их снимут - вопрос.
"В нынешнем сезоне мы делаем основную ставку на Турцию, - сообщил коммерческий директор TEZ TOUR Аркадий Маслов. – Планируем максимально охватить чартерными программами все регионы Украины и, естественно, Турции. Современные реалии заставляют операторов корректировать программы в зависимости от ситуации, поэтому сказать сейчас по каким еще направлениям и в каких объемах мы будем работать летом – сложно". По словам эксперта, турецкое Минтуризма подтвердило, что дотации, о которых заявляли ранее , распространятся и на Украину. Но обсуждение этого вопроса начнется в марте – в данный момент никакого утвержденного плана у турецкой стороны нет. "Этим летом мы будем отправлять туристов по тем же направлениям, что и в прошлом году, - говорит гендиректор TUI Ukraine Владимир Щупак. – Из тех же регионов, кроме, естественно, Донецка и Крыма".
В Join UP! слегка обескуражены курсом валюты. "После вчерашнего и сегодняшнего дня мы уже даже и не знаем, что будет летом, но пока запланировали чартеры в Египет (из столицы и из всех регионов), в Турцию (из Киева, Львова, Одессы, Запорожья и Харькова), Черногорию, Болгарию и на Кипр", - сообщил исполнительный директор Join UP! Дмитрий Сероухов. По его словам, компания продолжит развивать Эмираты и Шри-Ланку, причем по ОАЭ этим летом вновь будут предлагать бесплатный перелет и проживание для детей до 12 лет, фактически предлагая украинцам цены, позволяющие ОАЭ конкурировать с Египтом. Главное, чтобы в конце апреля-мае все стабилизировалось и программы отменять не пришлось...
Определился с планами на лето в Mouzenidis Travel. Как сообщил директор Mouzenidis Travel Kiev Виктор Марченко, в данный момент компания планирует на лето три частоты в неделю из Киева в Салоники (борт на 96 кресел), одну десятидневку по этому же маршруту на боинге (168 кресел), одну такую же десятидневку на Корфу и одну на Крит. Раз в неделю из Киева в Афины также будет летать самолет на 96 кресел. Из регионов у оператора запланированы чартеры только в Салоники: из Львова – одна десятидневка, из Харькова – два раза в неделю, из Одессы и Днепропетровска – по одному разу в неделю. Фактически, это всего на 10-15% меньше, чем в прошлом году.
"У вас останется весь хорошо знакомый рынку продукт TPG, плюс добавим Анталью и Болгарию, - сообщает гендиректор TPG Елена Гетманцева. – Кроме того думаем над Мальтой и Марокко. Из каких украинских регионов будем ставить программы, пока не решили. Хотелось бы из всех, но есть два момента, которые нам могут помешать: война и дефолт. В любом случае, могут помешать, но не сорвать программы". Эксперт добавила, что TPG так или иначе выходит на то, чтобы иметь блоки абсолютно на всех направлениях, где летают самолеты, т.е. самый большой ассортимент продукта по доступной цене. На вопрос, велика ли, на ее взгляд, вероятность дефолта, Елена Гетманцева ответила, что не видит большого отличия между дефолтом и долларом по 50 гривен.
"Самой большой проблемой для туроператоров остается курс гривны, - подтверждает Аркадий Маслов. – Сегодня он нереальный и накрученный. Мы уверены, что он опустится, вот только вопрос когда". Эксперт также отметил, что последние нововведения Нацбанка (запрет импортерам брать овердрафтные кредиты на покупку валюты и ограничения на предоплату по импортным контрактам) никак не скажутся на украинских ТО: "Речь идет о спекулянтах, которые раскачивают рынок: берут кредиты в гривнах, выводят их за границу в долларах, затем возвращают обратно и тут же гасят зафиксированные и обесценившиеся суммы".