Несмотря на ухудшение платежеспособности и тотальную экономию, украинцы продолжают путешествовать. Хотя все активнее разыскивают дешевые билеты, и мечтают о приходе в нашу страну новых лоукостеров. И первые хорошие новости уже есть: до конца 2016 г. авиакомпания Wizz Air запускает три новых маршрута из Жулян — в Ганновер (Германия), Вроцлав (Польша) и Братиславу (Словакия).
И это еще не все, на этом новые дешевые рейсы могут не закончится. Перевозчики уверяют, что после Brexit украинский авиарынок стал более привлекательным для иностранных лоукост-компаний. Решение Британии покинуть ЕС подстегнули, например, переговоры Wizz Air и Ryanair с украинскими аэропортами.
"Велика вероятность запуска рейсов Wizz Air уже с летнего расписания. Это не будет восстановление сетки украинской дочки. Будут новые направления. Какие именно — сможем огласить ближе к декабрю", — сказала гендиректор международного аэропорта "Львов" им. Данила Галицкого Татьяна Романовская. И признала, что ее аэропорт ведет переговоры о новых рейсах и с другими авиакомпаниями.
Одесса тоже обещает появления в своей сетке рейсов венгерского Wizz Air. Но здесь одним желанием видеть у себя лоукостеров и предложить им самые выгодные условия не обойтись.
"Необходима новая взлетно-посадочная полоса. Кабмин обещает выделить средства на нее. Согласно проекту 2013 года стоимость работ по ее сооружение оценивалась в 1,3 млрд. грн., сейчас надо, безусловно, пересчитать проект. Как только деньги будут выделены, возможно достаточно быстро сделать полосу. Если бы получили средства сейчас, то смогли бы иметь новую полосу к лету. И у нас бы очередь стояла из желающих летать в Одессу", —заверил советник губернатора Одесской области Ираклий Насидзе.
По словам чиновника, руководство Wizz Air уже озвучивало направления, которые им интересно запустить из Одессы.
"Несколько городов Италии, Германии и Англии", — перечислил Насидзе.
Впрочем, даже с таким состоянием полосы, как есть, аэропорт ведет переговоры о привлечении новых авиакомпаний. Концепция такая: предложить одесситам маршруты в небольшие аэропорты Европы, откуда они бы могли разлетаться лоукостерами дальше.
В августе был подписан меморандум между Международным аэропортом Одесса и Аэропортом Падерборн Липпштадт. Цель — запустить уже летом прямые регулярные рейсы между этими городами.
"Предварительно есть договоренность, что эти рейсы будут осуществляться Air Berlin", — рассказал Насидзе.
Кроме Германии по такому методу намерены запустить рейсы из Одессы в Польшу. Как пояснил руководитель отдела маркетинга и внешних коммуникаций аэропорта Люблина Дорел Руденко, меморандум между польским аэропортом и Одессой будет подписан уже в октябре.
"Кто будет летать? Мы ведем переговоры с четырьмя украинскими авиакомпаниями. С нашей стороны велика вероятность, что это будет Small Planet, но это не окончательное решение. Главный плюс — одесситы, прилетая в Люблин, могут пересаживаться на лоукост-рейсы Wizz Air и Ryanair", — пояснил Руденко. Рейсы в Люблин планируют осуществлять дважды в неделю.
"Мы хотим успеть запустить это направление уже к лету", — говорит Руденко.
Не скрывают своей надежды получить рейс от Turkish Airlines в Черновцах.
"Турецкий авиаперевозчик увидел спрос в нашем регионе, но состояние полосы, увы, пока не позволяет принимать самолеты больше, чем Embraer 145", — отметил директор Черновицкого аэропорта Борис Морской.
Сейчас аэропорт обслуживает только один регулярный рейс от МАУ — в Киев. "Его средняя загрузка 85%, за три с половиной месяца перевезли 7 тысяч пассажиров. И купленные билеты из Черновцов показывают, что основной спрос — совсем не Киев", — отметил Морской.
Более 70% пассажиров из Черновцов — транзитные, причем почти треть из них летит дальше в Милан. Другие популярные транзитные направления — Израиль, Германия, США.
"Городские власти, а аэропорт находится в собственности города, понимают важность приведения его в порядок. В этом году выделено 20 млн. грн, мы закупили на эти деньги необходимую технику, которую до этого арендовали", — пояснил Борис Морской.
Также Кабмин выделил субвенцию в 24 млн. грн. Руководство аэропорта надеется, что после реконструкции Черновцы будут достаточно привлекательны, и переговоры с международными авиакомпаниями завершатся новыми рейсами.
"Мы ведь ведем переговоры не только с турецкой авиакомпанией, но и с румынами и итальянцами. И как показывают исследования, экономика рейсов есть", — подчеркнул Морской.
Интересно, что именно региональные аэропорты как точка вхождения на рынок интересуют международные авиакомпании. К примеру, словенская Adria Airways летала в столицу Украины до 2012-го, потом свернула свою работу в нашей стране. Сейчас же, как сообщил журналистам коммерческий директор Adria Airways Томас Хесс, компанию интересуют Львов и Винница. Просчитывается экономика запуска рейсов между Любляной и Львовом, Винницей и одним из небольших польских аэропортов.
Как прокомментировал эксперт BRDO Сергей Хижняк, уже в ближайший год Украина может нарастить долю лоукостеров в международных перевозках.
"Сейчас лоукостеры перевозят менее 12% украинских пассажиров. Доля низкобюджетных авиакомпаний в международных перевозках снизилась после закрытия рейсов Wizz Air в Украине, до этого она составляла 19%. Но и это значительно ниже среднеевропейского уровня в 26%. Вполне возможно, что мы за год-два достигнем среднеевропейских показателей", — сказал он.